любое полное или частичное цитирование, только с разрешения автора и со ссылкой на первоисточник

автор Конон Наталья

Значение развития моторики щенка и развитие её в естественных условиях

остальные статьи /купить статьи о собаках/

Развитие моторики в естественных условиях.

Осознание значения этого вопроса пришло с опытом. К нам часто приезжают собаки на передержку или на социализацию. И я заметила, что городским собакам бывает очень сложно гулять в лесу и преодолевать естественные преграды. Такие собаки абсолютно бездумно ставят лапы, не в состоянии соизмерить собственные возможности и скоординировать своё тело, что ведёт к травматизму. Своих щенков мы начинаем с
1,5-2 мес. водить в дальние прогулки по пересечённой местности. Позволяем малышам падать, оступаться, переходить по брёвнам, перелезать завалы. В таких условиях  организм учиться координировать все системы. Развивается глазомер, пару раз оступившись или соскользнув, малыш учится думать и соизмерять собственные возможности, владеть своим телом.  Причём научиться собака этому должна именно щенком, пока маленькая масса тела. (так же как человек ходить)  И на пересечённой местности ей проще это делать чем например на  собачьей площадке, ведь для неё это естественный процесс, заложенный природой. Очень интересно наблюдать, как взрослая собака переберётся через ручей по бревну и ждёт.... А малыши толпятся, пищат, боятся.... Потом самый смелый пытается перебраться. Поторопился, не подумал, не рассчитал – упал. В следующий раз будет думать. Если находится кто-то, совсем нерешительный собака может вернуться, подбодрить, увлечь за собой. С каждым днём малыши начинают всё увереннее преодолевать любые преграды. Выращенный  таким образом щенок запросто переключается на препятствия на площадке. Ведь он умеет владеть своим телом у него хороший глазомер, тренированные мышцы и нервная система.

Осознать это на физиологическом уровне помогла собственная травма и знания по физиологии, анатомии, биомеханике и биофизике, т.е определённый багаж профильных знаний. Так случилось, что при подготовке  БМВ к конкурсу пар, я оступилась и сломала ногу. Травма показалась элементарной, но реабилитация оказалась долгой. Пришлось учить ногу заново ходить. Зато сколько нового я узнала.   Мы все проходим в детстве этот этап. Учимся ходить. Но не помним этих ощущений за ненадобностью, ведь навык доводится до автоматизма. Мы просто ходим, бегаем, прыгаем, не задумываясь над тем,  как это происходит.  Мне посчастливилось пережить эти ощущения заново.

Так как же это происходит. Нога заносится над покрытием (начинала я на костылях, босиком и по нежному клеверу.) Ступня, ещё не коснувшись поверхности, начинает её считывать и посылать информацию в мозг. Мозг её обрабатывает и соотносительно результата посылает сигнал к мышцам, как с какой скоростью, наклоном и т.д поставить ногу. Как только нога коснулась поверхности, и пошёл перенос веса на неё, тут же идут новые сигналы в мозг и новые команды мышцам.
Итак, мы тренируемся раз за разом ходить босиком по клеверу. Раз за разом идут примерно одни и те же сигналы, мозг обрабатывает примерно одну и ту же информацию и посылает мышцам примерно одни и те же команды. Задействованы под это дело одни и те же пути.  Мы начинаем вполне уверенно и особо не задумываясь ходить по клеверу. И вдруг решаем, пройтись по стерне....И всё начинается СНАЧАЛА. Затем, галька, дорога, дерево....Так ведь это мы босиком учились..... А кроссовки одели и все поверхности ЗАНОВО.
Прикольно было, когда я первый раз после своих этих тренировок  поехала в Москву. Друзья довезли меня на машине до дома, выгрузили и уехали. А там АСФАЛЬТ. Как же закипел мой бедный мозг. Еле доковыляла до подъезда....А в одних  и тех же кроссовках я ходила очень долго. Но со временем времени на освоение любого нового покрытия уходило всё меньше. (на выставке в Коломне покрытие спортивное, резиновое, пришлось пробежаться пару кружочков и организм приспособился)   К любой новой обуви я привыкаю уже за несколько минут.  Потому что, мозг, нервы, мышцы натренировались учиться и у них богатый предшествующий опыт.
Забываем мы эти ощущения не зря. Когда навык наработан, они только мешают. И, похоже, забыть их может только ребёнок. Мне теперь в ринге очень мешает напряжение мозга и его забота о том, как уберечь травмированную  ногу. В ринге вся концентрация должна быть на собаке. Просто в жизни меня забавляет, как бедный мозг напрягается, обсчитывая новую информацию.....(причём «слышу» я его «скрип» исключительно в новой ситуации)

Вот такие же сложные изменения претерпевает моторика щенка в период взросления. Тем более, что у него четыре лапы. И чем больше и разнообразнее он тренируется, чем больше поверхностей освоит, чем в больших ситуациях побывает, тем более тренированными будут  его мозг и нервная система. И тем легче он будет учиться всему новому.....

любое полное или частичное цитирование, только с разрешения автора и со ссылкой на первоисточник